12.10.2023 15:42
Новости.
Просмотров всего: 39409; сегодня: 6.

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

XVI Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова проходил в Москве c 24 мая по 8 октября 2023 года.

Каждый новый сезон Чеховского фестиваля — это яркое подтверждение всепобеждающей силы искусства театра. Программа прошедшего фестиваля — не исключение. В ней представлены спектакли, которые по-новому открывают мировое театральное искусство. По причинам, обусловленным нынешней геополитической обстановкой, они созданы в странах БРИКС, Евразийского пространства, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Европейская традиция продолжает свое развитие в многочисленных московских премьерах, составлявших важную часть прошедшего фестиваля. Мировая серия — это уникальные спектакли из Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Кыргызстана, Узбекистана, Чили и ЮАР, которые открыли неведомые грани сценического искусства и той многогранности человеческого бытия, которую оно отражает.  

XVI Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова был посвящен памяти Валерия Ивановича Шадрина, создателя и генерального директора Чеховского фестиваля с 1992 по 2022 год.

Программа включала разделы «Мировая серия», «Чеховский фестиваль на улицах Москвы», «Московская программа», «Образовательная программа», «Региональная программа», а также уличные фотовыставки, приуроченные к тридцатилетию МТФ им. А.П. Чехова.

Мировая серия

XVI Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова отправил москвичей и гостей столицы в большое театральное путешествие. Программа Мировой серии состояла из 15 спектаклей разных жанров из 13 стран мира — Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Кыргызстана, Узбекистана, Чили и ЮАР. Неизведанные грани мирового театра: настоящее аргентинское танго, индийская драма и чилийская этно-пластика, вьетнамский водный театр кукол, южноафриканский танцевальный «Реквием», китайское «Чайное заклинание», масштабный кубинско-российский проект «Кармина Бурана», бразильский взгляд на русскую классику в тонком и драматическом «Палимпсесте» и аргентинское танцевальное шоу «Малево Экстрим» — все это и многое другое увидели зрители.

XVI Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова открылся танцевальным шоу «Дикое танго» Хермана Корнехо, будоражущим чувства и воображение аргентинским колоритом, художественными инновациями, оригинальными костюмами, харизмой исполнителей и акробатикой, бросающей вызов гравитации.

Фестиваль представил интерпретации произведений русской классической литературы зарубежными постановщиками — совместный проект Театра на Таганке и Чеховского фестиваля «Муму» по одноименному рассказу И.С. Тургенева в постановке режиссера Нарине Григорян (Армения) и спектакль «В Москву! Палимпсест» по мотивам пьесы А.П. Чехова «Три сестры» (режиссер Ада Луана, Компания «Сетор де Ареас Исоладас», Бразилия). 

Саунд-драму «Кулагер» в постановке Фархада Молдагали представили артисты Казахского государственного академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова из Алматы и музыканты этно-модерн-джаз-группы «Стэп Санс». Спектакль по одноименной поэме Ильяса Жансугурова посвящен поэту-песеннику XIX века Акану Серэ и его скакуну Кулагеру.

Тема театрального искусства на постсоветском пространстве была продолжена спектаклем «Камень глупости» белорусского драматурга Константина Стешика — совместный проект Республиканского театра белорусской драматургии, Международной конфедерации театральных союзов и Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.

Спектакль «Гардения» по пьесе современного польского драматурга Эльжбеты Хованец в постановке Гора Маркаряна — трогательную и драматичную историю четырех женщин разного возраста, чьи судьбы тесно переплетены, — показал Ереванский государственный русский драматический театр им. К.С. Станиславского (Армения).

Индийский режиссер Раджат Капур, известный уникальной способностью делать комедии на основе мрачных и даже трагических сюжетов, поставил спектакль «Макбет: что сделано, то сделано» по мотивам пьесы У. Шекспира в жанре клоунады: артисты с выбеленными, как у мимов, лицами представили интерпретацию великой трагедии, в которой смех звучит сквозь слезы.

Специально по просьбам зрителей были добавлены показы спектакля Театра Тханг Лонг — самого известного водного театра кукол. Количество представлений было увеличено до 17.

Преодолев более 14 тысяч километров, Танцевальная компания Рикардо Куракео из Сантьяго (Чили) впервые в России показала спектакль «Мален», удостоенный премии «Лучшее чилийское танцевальное произведение».

Труппа из ЮАР Вуяни Данс Компани явила необычную версию «Болеро» Мориса Равеля, в которой хореограф Грегори Вуяни Макома — лидер современного танца Южной Африки — расслышал ритуальные траурные марши аборигенов.

Спектакль «Чайное заклинание» в постановке известного китайского хореографа Чжао Ляна, навеянный созерцанием древнего чайного сервиза, обнаруженного при раскопках в храме времен империи Тан, оказался настоящим открытием для российских зрителей.

Самым масштабным событием программы стал кубинско-российский проект «Кармина Бурана», объединивший более 200 артистов, танцоров и музыкантов. В нем приняли участие артисты Театра современного балета Кубы и российские художественные коллективы: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Хор Минина, Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова, Детский хор «Весна», а также российские солисты Ярослав Абаимов, Мария Буйносова и Павел Янковский. Билеты на спектакль были раскуплены за полгода до начала фестиваля.

Сценическую версию знаменитой повести Чингиза Айтматова «Материнское поле», которую писатель посвятил своим родителям, представили режиссер Нигора Гаибназарова и артисты Сырдарьинского областного музыкально-драматического театра (Узбекистан). Спектакль поднимает вопросы о человеческом предназначении, горе, счастье, мужестве и судьбе. 

Историю о милосердии «Письма-самолетики», адресованную детям и взрослым, показали артисты из Киргизии. Режиссер Айнура Качкынбек кызы сочинила театральную постановку о детстве, смерти, жизни и мечтах по мотивам произведений Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». В трогательном спектакле о маленьком мальчике, который понимает, что скоро умрет, заняты актеры и куклы. Средства, вырученные от продажи билетов на спектакль «Письма-самолетики», были направлены в фонд «Наука — детям» на поддержку исследований в области детской гематологии, онкологии и иммунологии.

Программа триумфально завершилась мощным музыкально-танцевальным шоу «Малево Экстрим» аргентинской труппы «Малево». Танцоры виртуозно исполнили маламбо — типично мужской народный танец гаучо, требующий от исполнителей идеального чувства ритма. Взяв за основу фольклор, они соединили классическую технику танца со стилем фламенко. Хореография сочеталась с использованием охотничьего метательного оружия из кожаных ремней и камня и барабанов.

Чеховский фестиваль на улицах Москвы

В рамках программы «Чеховский фестиваль на улицах Москвы» c 20 мая по 27 августа по предложению и при поддержке Правительства Москвы фестиваль снова вышел за рамки театральных залов. На площадках «Московских сезонов» в разных районах столицы все желающие (для которых вход был абсолютно свободным) смогли насладиться мастерством участников Мировой серии и таких специально приглашенных театральных коллективов, как Фонд Дриштикон Данс под руководством знаменитой индийской танцовщицы и хореографа Адити Мангалдас, Балет фламенко Барселоны, Пластический театр «ИнЖест» из Белоруссии и барабанщики «Нобуси» из Японии. Афиша включала представления коллективов из восьми стран мира — Аргентины, Казахстана, Вьетнама, Чили, Индии, Испании, Беларуси и Японии.

Программа «Чеховский фестиваль на улицах Москвы» открылась выступлениями артистов Танцевальной компании Хермана Корнехо. Исполнители-виртуозы, в том числе неоднократные чемпионы мира по танго, пригласили всех желающих приобщиться к зажигательному аргентинскому танцу, погрузившись в шоу «Милонга», и даже вместе потанцевать под аккомпанемент бандонеона.

Артисты и музыканты Казахского государственного академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова из Алматы подготовили для выступления на открытых площадках города специальную музыкальную программу с использованием этнических и современных музыкальных инструментов.

Музыканты труппы Театра Тханг Лонг, имеющего более чем полувековую историю, познакомили москвичей с традиционными вьетнамскими народными музыкальными инструментами и мелодиями.

Уникальную хореографическую постановку «Моллфун» показала Танцевальная компания Рикардо Куракео из Сантьяго, бережно сохраняющая и представляющая в разных уголках мира этнические, обрядовые и музыкальные традиции индейского народа мапуче — коренных жителей территории современного Чили. 

Фонд Дриштикон Данс под руководством прославленной индийской танцовщицы и хореографа Адити Мангалдас представил спектакль «Утсав — Праздник жизни». Красочное, неповторимое танцевальное шоу виртуозно продемонстрировало древнее искусство танца — катхак.

Гости площадки Московского урбанистического форума в Лужниках получили уникальную возможность восхититься ярким танцевально-музыкальным шоу «Луксурия» в исполнении артистов балета Фламенко из Барселоны. Спектакль воссоздает мир страсти, любви, безумия и трагедии средствами классического фламенко в сочетании с элементами современной хореографии и новой музыки в живом исполнении.

Пластический театр «ИнЖест» из Минска показал сказку «Золотой век» для детей и взрослых с элементами фэнтези и яркими пиротехническими эффектами. На импровизированной сцене артисты рассказали историю о прекрасной всепобеждающей любви в Золотом королевстве, в которой добро будет обязательно вознаграждено, а жуткие существа — неминуемо наказаны вмешательством всемогущих высших сил.

Завершающим аккордом программы стало выступление всемирно известной группы барабанщиков тайко «Нобуси» на площадке Московского урбанистического форума в Лужниках. В исполнение традиционной японской барабанной музыки виртуозы привнесли свой уникальный стиль и характер, полностью оправдывая свое название. Taiko в переводе с японского означает «большой барабан», а nobushi — «дикий самурай», и именно так они выступили — с полной самоотдачей, фантастической силой и великолепной пластикой.

Уличные фотовыставки

В период с 22 мая по 25 июня на Никитском и Гоголевском бульварах Москвы были представлены две уличные фотовыставки — «Лица Чеховского фестиваля» и «Русская классика на Чеховском фестивале», посвященные тридцатилетию Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. На 64 стендах разместились фотографии спектаклей из программ разных лет. Фотовыставка «Русская классика на Чеховском фестивале» была посвящена ярким сценическим воплощениям произведений русской классической литературы зарубежными деятелями театра в программах Чеховского фестиваля. Среди них — Люк Бонди и Франк Касторф, Тадаси Судзуки и Кристоф Марталер, Матс Эк и Мэтью Боурн, Важди Муавад, Алессандро Серра и другие.

Московская программа

Московская программа XVI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова была посвящена театрам, для которых сотрудничество с фестивалем было и является важной составляющей их деятельности. За более чем тридцать лет существования у Чеховского фестиваля сложились прочные творческие и партнерские связи с большинством столичных театров. В рамках московской программы было показано 44 спектакля 25 театров. Для Фестиваля очень важно, чтобы участники и гости — и в их числе режиссеры, актеры, директора фестивалей и продюсеры — имели возможность познакомиться с наиболее интересными новыми спектаклями московских театров.

Образовательная программа

Обширная программа включала серию образовательных мероприятий для студентов, профессионалов в области театра и широкой публики. Так, творческие коллективы из Аргентины, Беларуси, Армении, Индии, Вьетнама, Чили, ЮАР, Китая, Бразилии встретились со зрителями после спектаклей для того, чтобы обсудить увиденное. Зрители делились своими впечатлениями и задавали интересующие их вопросы, а режиссеры и артисты, в свою очередь, делились опытом и рассказывали о своем искусстве.

Традиционно в рамках Чеховского фестиваля Международная конфедерация театральных союзов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) провела десятую по счету Лабораторию молодых режиссеров стран СНГ. Глобальная миссия Лаборатории — сохранение единого культурного пространства на территории республик бывшего СССР и содействие вхождению стран СНГ в мировой театральный процесс. Художественным руководителем Лаборатории выступил Владимир Панков. Педагоги: Артем Ким, Екатерина Кислова и Сергей Родюков. Страны - участники: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Результат проекта — мультикультурный спектакль, посвященный Антону Павловичу Чехову, — был показан в Центре драматургии и режиссуры на Поварской.

Региональная программа

Чеховский фестиваль совместно с Региональным общественным фондом поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова осуществил продвижение спектаклей фестивальных программ в регионы России. Так, благодаря сотрудничеству с Международным Платоновским фестивалем искусств зрители в Воронеже увидели «Дикое танго» Танцевальной компании Хермана Корнехо из Аргентины, спектакль Гора Маркаряна «Гардения» по одноименной пьесе Эльжбеты Хованец (Ереванский государственный русский драматический театр им. К.С. Станиславского), а также вьетнамский традиционный кукольный спектакль на воде (Театр Тханг Лонг).

В год празднования трехсотлетия Екатеринбурга для Чеховского фестиваля стало особенной честью внести свою лепту в столь знаменательное событие. Были представлены три спектакля — «Дикое танго» Танцевальной компании Хермана Корнехо (Аргентина), «Камень глупости», копродукция Республиканского театра белорусской драматургии, Международной конфедерации театральных союзов и Регионального общественного фонда поддержки Чеховского фестиваля, «В Москву! Палимпсест» компании «Сетор де Ареас Исоладас» (Бразилия) и музыкально-танцевальное шоу «Малево Экстрим» аргентинской труппы «Малево». Показы были организованы совместно с Арт-холдингом «Ангажемент» при поддержке Губернатора Свердловской области.

Международный Тихоокеанский театральный фестиваль

С 21 сентября по 7 октября 2023 года во Владивостоке проходил Второй международный тихоокеанский театральный фестиваль. В его программу были включены 10 спектаклей разных жанров из стран БРИКС, Юго-Восточной Азии и Европы. Площадками стали Приморская сцена Мариинского театра (Большой и Малый залы) и Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького. Помимо спектаклей для жителей и гостей города была организована открытая образовательная программа, включающая лекции, мастер-классы, творческие встречи и обсуждения постановок.

Фото: Министерство культуры Российской Федерации.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич, русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра, первый народный артист СССР;
  • Тургенев Иван Сергеевич, русский писатель-реалист, публицист, драматург, прозаик и переводчик, один из классиков русской литературы;
  • Чехов Антон Павлович, русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель, классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира.

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

В Москве прошел Чеховский театральный фестиваль

Тематические сайты: Арт-шоу, Евразийское сообщество, История, Культура, искусство, музеи, Международные отношения, Памятные даты, праздники, юбилеи, Театр: премьеры, режиссеры, актеры, сцены, Центр поддержки творческих проектов
Сайты субъектов РФ: Воронежская область, Москва, Приморский край, Санкт-Петербург, Свердловская область
Сайты столиц субъектов РФ: Воронежская область - Воронеж, Приморский край - Владивосток, Свердловская область - Екатеринбург
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Азербайджан, Аргентина, Армения, Беларусь, Бразилия, Вьетнам, Индия, Испания, Казахстан, Китай, Куба, Кыргызстан (Киргизия), Молдова, Россия, Таджикистан Республика, Узбекистан, Чили, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Япония
Сайты столиц стран: Армения - Ереван, Беларусь - Минск
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Азия Юго-Восточная, Азия Южная, Америка Южная, Африка, Европа Восточная, Европа Центральная, Кавказ
Сайты объединений стран: АСЕАН (ASEAN) Ассоциация государств ЮВА, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10660 публикаций
Сайт: culture.gov.ru/press/news/xvi_mezhdunarodnyy_teatralnyy_festival_im_a_p_chekhova_zavershilsya_v_moskve_/
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...